Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эта статья призвана помочь родителям, немного потерявшимся в отношениях со своими детьми. Сразу хочу отметить, что не претендую на оригинальность и не считаю себя авторитетным советчиком.

Мне хотелось описать определенные периоды детской жизни, когда происходит качественный скачок в сознании ребенка, вследствие которого меняется его поведение, характер, привычки. А также напомнить, что проблемы в воспитании могут возникнуть из-за неправильного воспитания в младшем школьном возрасте и неумения взрослых перестроиться, понять, что ребенок стал другим.

Понимание, почему это происходит, может облегчить жизнь родителям, натолкнуть к мысли о личной ответственности и вкладе в развитие своего ребенка, о влиянии на дальнейшую его судьбу.

В психологическом словаре Кризис (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) —1) тяжелое переходное состояние, вызванное болезнью, стрессом, травмой и т. п.; 2) эмоционально значимое событие или радикальное изменение статуса в персональной жизни.

Принято выделять пять основных кризисных периодов:

— кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни);

— кризис раннего детства (12-18 месяцев);

— кризис трех лет (2-4 года);

— кризис 6-8 лет;

— пубертатный кризис (11-18лет).

Первый кризис в такой еще недолгой жизни малыша связан с его адаптацией к окружающему миру. С точки зрения физиологии — ребенок учится дышать, жить и питаться не в благоприятной мамочкиной среде — околоплодной жидкости, а сам, отдельно от нее. В этом ему поможет режим дня. Психологическая же адаптация целиком зависит от климата в семье и настроения самой мамы.

В возрасте около года малыш понимает, что мама не является его собственностью, не принадлежит ему всецело. Капризы и истерики говорят лишь о том, что ребенок не получает достаточно внимания, не чувствует себя в безопасности, боится быть покинутым.

«Я сам!» — говорит маленький человечек трех лет и пробует все делать самостоятельно. Он увидел себя в зеркале мира и впервые отделил себя от мамы и папы, понял, что он — отдельная, самостоятельная единица, которая может менять реальность. Он обалдел от возможностей, вдруг осознанных им. Он сам! может одеваться! Сам! может кушать и еще много чего он может сам! Родители вечно куда-то торопятся; им некогда ждать, когда неловкие пальчики застегнут все пуговки на кофточке, когда будут наконец натянуты колготки, убраны игрушки и съедены все каши мира. Им удобнее все сделать побыстрее, половчее и поаккуратнее. Надо ли говорить, что терпение и одобрение взрослых значительно ускоряют развитие ребенка.

В семь лет милый послушный малыш вдруг начинает ломать игрушки, передразнивать взрослых, протестовать против правил, которым следовал беспрекословно, — тем самым повергая своих родителей в шок. Они требуют Своего Ребенка обратно, пытаясь воздействовать на него такими эффективными до настоящего времени средствами: превращают все в шутку; укоряют, как он может быть таким жестоким к своим любимым игрушкам, напоминают, что так он делал всегда… А ребенку важно понять, почему он делал так раньше, может ли он делать так и теперь; он изучает все, над чем он раньше не задумывался и принимал как должное. В нем растет любопытство и осознанность. В нем растет Ученик.

Особенности:

— ребенком легко управлять, т.к. он пока всецело доверяет взрослым. Минус — не все взрослые имеют добрые намерения,

— мнение сверстников ничего не значит, ребенок зависит от эмоционального благополучия взрослых,

— наивность и впечатлительность (все, что видит, принимает за чистую монету),

— повышенная восприимчивость к знаниям и запоминанию,

— склонность к импульсивному поведению, — внешнее послушание.

В 11-18 лет ребенок превращается в подростка — он переходит из детского мира во взрослый. Переходный возраст и связанный с ним подростковый кризис считается одним из самых проблемных этапов человеческого развития. Он не всегда протекает болезненно. Причин этому может быть несколько:

1. Это не подростковый кризис. Каждый ребенок индивидуален и, возможно, ваш пока дарит вам год-другой спокойной жизни.

2. Подростковый кризис протекает безболезненно только для родителей. Сам подросток чувствует себя слишком «зажато» в авторитарной среде сильных родителей и не находит в себе сил и желания им противостоять. Потому все свои несогласия и протесты он проживает внутри себя, не давая им выхода во внешний мир (а ведь это одно из главных условий взросления — самоутверждение). Инфантильность или внезапно настигнувший лет в тридцать подростковый кризис — прямые последствия такой зажатости.

3. Подростковый кризис протекает безболезненно, если родители заняли грамотную позицию по отношению к своему ребенку: перерезали когда-то жизненно необходимую пуповину, связывавшую их и ребенка, — отпустили, так сказать на волю, обеспечили необходимой поддержкой, помощью и пониманием.

В остальных случаях переходный возраст и сопутствующий ему подростковый кризис предстают во всей красе. Агрессивность, стойкое сопротивление родительскому авторитету и авторитету старших вообще, вызывающее поведение, черствость, равнодушие, холодность, отстраненность, несдержанность, обидчивость, плаксивость и т.д., — все это вызвано тем, что старые правила и приемы поведения не работают, а новые еще не наработаны. Это возраст противоречий.
Особенности:

— резко падает успеваемость, т.к. появляется множество интересов, и ребенок пытается найти себя в другом,

— очень важно мнение сверстников, тотальность интересов: что модно, тем и увлекается,

— неуравновешенность,

— недовольство своей внешностью, изучение себя,

— склонность к приобретению вредных привычек,

— потребность в ласке, внимании, уважении, защищенности.

Воспитание детей — дело простое лишь в том случае, если вам удалось до их рождения воспитать себя, взрастить в себе те качества, которые хотите видеть в своем ребенке.

«Дети всего внимательнее слушают тогда, когда говорят не с ними» Элеонора Рузвельт. Поэтому все кризисы, которые переживает ваше чадо — это ваши кризисы, ваши непроработанные вопросы и проблемы.

Вы — взрослый, который должен, просто обязан нести ответственность за все, что происходит с вашим ребенком. И в ваших силах сделать так, чтобы он получил в вашем лице помощь, понимание и поддержку.

Добавить комментарий

Комментарии

  • Поздравляем, комментариев пока нет. Ваш будет первым!